Финансист, предприниматель, меценат

Юлия Кудрина

В 1876 году по указу Императора Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем (1814-1884) в Санкт-Петербурге было основано Центральное училище технического рисования, получившее имя барона Штиглица.

Александр Людвигович родился в С.-Петербурге в богатой еврейской семье. Его отец Людвиг Иванович Штиглиц – придворный банкир, был основателем банкирского дома «Штиглиц и Ko».

Крупный промышленник и банкир Александр Людвигович хорошо разбирался в искусстве и активно занимался благотворительной деятельностью. Большие средства были вложены им в строительство российских железных дорог, но именно Центральное училище технического рисования в С.-Петербурге сделало его имя широко известным.

Наградной список А.Л. Штиглица весьма значителен. Здесь и Орден Святого Станислава Iи IIстепени, Святого Владимира IIIи IVст., Святой Анны Iи IIст., украшенный Императорской Короной.

В 1840 году, окончив Дерптский университет, А.Л. Штиглиц поступил на государственную службу в Министерство финансов в должности члена Мануфактурного совета. После смерти отца в 1843-ем, вступив во владение его состоянием, он занял должность придворного банкира. Благодаря Александру Людвиговичу были реализованы шесть 4-процентных займов на строительство Николаевской железной дороги. Заслугой Штиглица также было получение Россией во время Крымской войны (1853-1856) больших внешних займов.

В течение 13 лет А.Л. Штиглиц был активным участником всех крупных операций правительства России на внутреннем и внешнем рынках. Через Банкирский дом А.Л. Штиглица российское правительство поддерживало отношения с банкирскими домами Амстердама, Лондона и Парижа. С 1846 по 1854-ый Штиглиц занимал должность председателя Биржевого комитета, на которую он постоянно избирался биржевым купечеством С.-Петербурга. В 1848 г. Штиглиц был назначен членом Коммерческого Совета Министерства финансов. В 1854 был произведен в статские советники, с формулировкой «За особенное на пользу общую усердие», а через год он стал действительным статским советником.

С 1857 года А.Л. Штиглиц – соучредитель Главного общества Российских железных дорог, задачей которого была постройка и эксплуатация железнодорожных линий, которые должны были связывать земледельческие районы России с Санкт-Петербургом, Москвой, Варшавой, а также с побережьями Черного и Балтийского морей.

С 1860 по 1866, согласно Указу Императора Александра II, Штиглиц занимал должность Управляющего Государственным Банком России. После 1866 г. – почетный член Совета торговли и мануфактур при Министерстве финансов. В 1862 году Высочайшим Указом ему было пожаловано звание тайного советника, а в 1881-ом он был произведен в действительные тайные советники.

Помимо банкирского дела А.Л. Штиглиц много занимался предпринимательской деятельностью. Ему принадлежали Екатерингофская бумагопрядильная фабрика, суконные и льнопрядильные фабрики, а также основанные в Нарве суконные и льнопрядильные фабрики, которые в 1880-ом были преобразованы в «Товарищество Нарвской суконной мануфактуры».

Центральное училище технического рисования существовало на проценты от завещанного А.Л. Штиглицем в 1884 году капитала – около 7 миллионов рублей. Оно готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественных промышленных школ.

В отличие от Академии художеств, в Училище принимали всех желающих без различия сословия и пола. Необходимым условием было окончание четырех классов гимназии или реального училища и успешная сдача экзамена по рисунку. Училище должно было содействовать развитию художественных способностей ремесленников и рабочих. На средства, завещанные А.Л. Штиглицем, осуществлялось строительство здания Училища, создание при нем Музея прикладного искусства. Значительные средства шли на оплату сотрудников Училища и Музея, оплату педагогов, оборудования художественных мастерских, выплату стипендий малообеспеченным учащимся, пенсионерские поездки учеников за границу, пополнение художественных и книжных коллекций.

Во время практики ученики Училища работали в различных учреждениях: Императорском фарфоровом заводе, ювелирной фирме Фаберже, мастерских Императорских театров, Московской ситценабивной мануфактуре и др. Их работы демонстрировались также на международных выставках,

Большую роль в становлении и развитии Училища принадлежала зятю А.Л. Штиглица – действительному тайному советнику, Государственному секретарю при Императоре Александре III, фабриканту Александру Александровичу Половцову. Его жена – Надежда Михайловна Половцова была внебрачной дочерью великого князя Михаила Павловича, удочеренной бездетной четой Штиглицев.

А.А. Половцов стал бессменным председателем Совета училища. Ему принадлежала идея создания при училище Музея прикладного искусства, задача которого состояла в формировании художественных коллекций для целей обучения студентов.

Музей значительно расширил свои коллекции после посещения в 1880-ом А.А. Половцовым и известным дипломатом князем А.Б. Лобановым-Ростовским европейских музеев и их знакомства со знаменитым археологом Г. Шлиманом. Будучи заядлым коллекционером, как и А.Л. Штиглиц, А.А. Половцов тратил значительные суммы на благотворительные цели. Многие музейные экспонаты были приобретены на аукционах Европы или всемирных выставках. Некоторые экспонаты музея были приобретены в виде пожертвований частных лиц, среди которых были известные коллекционеры, дипломаты, фабриканты.

По инициативе А.А. Половцова на пост директора Училища был приглашен известный архитектор Максимилиан Егорович Месмахер (1842-1906) – автор многих знаменитых сооружений в С.-Петербурге, таких как Государственный Совет на Миллионной 36, дворец на Адмиралтейской набережной 8, великокняжеский дворец на Мойке и др. М.Е. Месмахер стал автором Главного здания Училища. На основе опыта европейских музеев он создал новый тип музейного здания. Старейшее здание училища по адресу «Соляной переулок, 13» было построено по проекту архитекторов А.И. Крикау, Р.А. Гедике при участии М.Е. Месмахера.

29 декабря 1881 года состоялось открытие главного здания Центрального училища технического рисования. На мраморной доске парадной лестницы здания золотыми буквами была выбита надпись: «Заложено 1 Июля 1878 г. в царствование Императора Александра II. Открыто 29-го Декабря 1881 г. в царствование Императора Александра III, сооружено иждивением Барона Александрам Людвиговича Штиглица». На верхней площадке лестницы возвышалась мраморная статуя А.Л. Штиглица работы скульптора М.М. Антокольского. А.Л. Штиглиц был представлен сидящим в кресле.

После создания в 1890-х годах филиалов в Нарве, Саратове, Ярославле училище получило название Центрального. В 1892 году в ЦУТР на отделениях художественной майолики, декоративной живописи и резьбы, чеканки, ксилографии и офорта, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела обучались 200 человек. Училище готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей для рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ. Преподавателями ЦУТР были известные художники и скульпторы: А.Д. Кившенко, М.К. Клодт, А.Т. Матвеев, В.В. Матэ, А.И. фон Гоген, Н.А. Кошелев, А.А. Рылов и др. Из стен училища вышли такие выдающиеся художники как Апполинарий Васнецов, Кузьма Петров-Водкин, Анна Остроумова-Лебедева, Алексей Талащук и другие.

Училище находилось под неусыпным вниманием императора Александра III. Он вместе с императрицей посещал его, встречаясь с его студентами и преподавателями. В 1887 году А.А. Половцов послал Императору Александру IIIв Гатчину новое издание Штиглицкого рисовального училища «Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г.Г. Гагариным». Император оценил его следующим образом: «… Издание действительно художественно и исполнено отлично…» В декабре 1890-го император познакомился с представленными ему А.А. Половцовым гравюрами на дереве, выполненными учащимися Училища. «Доволен исполнением гравюр, но сожалею, что они отпечатаны в Париже, а не в России» – написал Александр Александрович. В своих дневниках А.А. Половцов отмечал, что Александр IIIи его брат – великий князь Владимир Александрович (бывший президентом Академии художеств) «любили и понимали рисование и его воплощение».

Строительство Музея прикладного искусства Училища и его отделка продолжались 10 лет. Торжественное открытие состоялось в 1896 году. Это стало важным событием культурной жизни С.-Петербурга. На нем присутствовали Император Николай IIи члены императорской семьи, многие известные деятели культуры, в т.ч. И.Е. Репин, писатель Д.В. Григорович, К.С. Петров-Водкин, А.П. Остроумова-Лебедева. К этому времени в Музее насчитывалось уже свыше 12 тысяч экспонатов. В 1902-ом коллекция музея увеличилась до 15 тысяч единиц хранения. В собрании Музея было уже несколько десятков тысяч произведений декоративно-прикладного искусства, среди которых – керамические изделия, фарфор, стекло, мебель, гобелены, бронза. Здесь были памятники Античности, Средневековья, Возрождения, произведения русского, западноевропейского и восточных прикладных искусств XVI—XVIIIвв. В здании Музея проходили выставки объединения «Мир искусства», организованные Дягилевым, «Историческая выставка предметов искусства» в 1904-ом, «Выставка церковной старины» в 1915-ом и другие.

Газета «Всемирная иллюстрация» писала: «Внимание каждого проходящего по шумной Пантелеймоновской улице (ныне ул. Пестеля – авт.) в С.-Петербурге … невольно останавливается на здании, которое высится рядом с Церковью Св. Пантелеймона и приятно поражает зрителя своим истинно монументальным видом и, обняв взором его фасад, исполненный из тесаного песчаника, убеждаешься, что имеешь перед собой музей или храм славы прикладных художеств… гармония пропорций его частей и какое-то особенное приятное сочетание на этом фасаде архитектуры и скульптуры, заставляют каждого видевшего подобные здания не только в России, но и за границею охотно признать, что другого такого музея прикладных искусств нет нигде и что здание музея несравненно лучше подобных учреждений за границею – в Берлине, Вене и Лондоне».

Тридцать залов музея знакомили студентов с историей развития целых отраслей прикладного искусства – ткани, шитье, резьба по дереву, камню и кости, гобелены, фарфор, фаянс, стекло – с момента зарождения и по XIXвек. Здесь были экспозиции, представлявшие искусство Египта, Германии, Италии, России, Франции, Англии и Фландрии. В музее были Итальянский, Египетский, Готический залы, зал «Теремок», убранство которого казалось «живет сказкой, написанной русской природой», были и зал Медичи, «Венецианский» зал, зал Фарнезе, Папская галерея, залы Генриха II, Людовика XIII, Людовика XIV, Елизаветинский зал, зал Тюдоров, Фламандский зал.

В январе 1898 года в Музее С.П. Дягилевым была организована Выставка русских и финляндских художников, в которой наравне с А.Н. Бенуа и М.А. Врубелем участвовали финские художники: В. Бломстед, А. Галлен-Каллела и др.

После октябрьских событий 1917 года Центральное училище технического рисования А.Л. Штиглица было закрыто. Мраморная доска с надписью об учредителях и основателях Училища была снята. В конце Великой Отечественной войны Училище было воссоздано под названием Ленинградского высшего художественно-промышленного училища. С 1953 по 1994 годы оно носило имя скульптора В.И. Мухиной. В 2006-ом было восстановлено прежнее название, и Училище стало называться Академией технического рисования барона А.Л. Штиглица. 11 ноября 2011 года в дни празднования 135-летнего юбилея на парадной лестнице здания была торжественно воссоздана историческая мраморная доска с именами создателей и основателей Училища – императоров Александра II, Александра IIIи барона А.Л. Штиглица. Самое удивительное состояло в том, что надписи советского периода были сделаны на обороте исторической доски, которая сохранилась в первозданном виде. В июне 2011 года под сводом большого выставочного зала академии была воссоздана статуя барона Штиглица, которая после войны хранилась в запасниках училища. Воссоздание исторической справедливости стало возможным благодаря деятельности Попечительского совета Центра национальной славы России и лично его председателя Владимира Якунина. «Это удивительное явление, – сказал Владимир Якунин во время церемонии возвращения мраморной доски, – казалось, что все покрылось таким слоем исторической пыли, что никто не ожидал открытия этого памятника. Это событие является лейтмотивом деятельности Фонда и тех людей, которые трудятся над сохранением отечественной культуры как части мировой культуры».

Юлия Кудрина, доктор исторических наук

Закрыть меню