И снова музеи? Именно так: разговор о музеях-усадьбах, продолжавшийся на страницах нашего журнала целый год, не окончен. Он вступает в новую фазу, и в предстоящем году нас ждут новые открытия.

Внимательные читатели догадались по нашим предыдущим «музейным» материалам: в каждом музее нас занимала не только экспозиция, но и взаимодействие времени и личности.

Ведь что точнее отражает время, чем человек? А человека, в свою очередь, — дом, в котором он живёт, чуткий слепок с его души и жизни. Поэтому для путешествий во времени мы выбирали, во-первых, дома-музеи, связанные с выдающимися людьми, во-вторых, те из них, что ведут нас в одно из ключевых времён русской истории.

В первый год наших странствий по временам музеев было шесть: палаты бояр Романовых в Москве, на Варварке, рассказавшие о семье первого царя из династии Романовых и вообще о жизни допетровской Руси XVI—XVII веков; Хмелита в Смоленской области, родовое поместье Грибоедовых, представила нам время рождения автора «Горя от ума» и то, что ему предшествовало, — последние десятилетия XVIII века. Московская усадьба Василия Львовича Пушкина на Старой Басманной стала окном в дворянский быт начала XIX века. Другой лаз в то же время открылся из купеческой усадьбы в Замоскворечье, где теперь — музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Музей-заповедник П. И. Чайковского в Клину позволил нам услышать, как звучала жизнь второй половины XIX века. И, наконец, переместившись в Музей-усадьбу Л. Н. Толстого в Хамовниках, мы добрались до конца XIX и первых лет XX века, а в заключение обсудили со знатоками предмета русскую усадебную культуру.

Каждый музей — целиком, со зданием, с прилегающей к нему территорией, с его историей, с проходящими здесь праздниками, концертами и выставками, с читаемыми здесь лекциями — мы использовали как особенный прибор, который, будучи правильно настроен, способен дать нам почувствовать целую эпоху, а то и не одну, — одновременно с разных сторон. Не просто показать нам её, но сделать её нашим телесным и эмоциональным опытом.

Здания становились поводом к разговору об архитектуре и пространственном мышлении своего времени. Но мы расспрашивали музеи не только об этом. Чем и почему занимались обитатели усадеб? Как были устроены их будни и праздники? Как они общались друг с другом? Какую одежду носили? Какую музыку слушали? Что читали? Как воспитывали детей и чему их учили? Что ели и пили?

Всё это интересно нам и теперь.

Однако в этот раз так глубоко в прошлое мы забираться не будем. Наше внимание будет сосредоточено на второй половине XIX — первой половине XX века, а отправят нас туда усадьба Мураново в Пушкинском районе Московской области, принадлежавшая родственным друг другу семьям Энгельгардтов, Баратынских, Путят и Тютчевых, и несколько московских музеев: дом-музей А. П. Чехова, музей Серебряного века — бывший дом поэта В. Я. Брюсова, музей-усадьба Ф. И. Шаляпина и музей-квартира Максима Горького в особняке, до революции принадлежавшем семье миллионера С. П. Рябушинского. И прежде всего мы отправимся в Дом Брюсова — он расскажет нам об эпохе в целом, даст почувствовать её воздух.

Готовы? Погружение начинается…

Закрыть меню