Музей – как лицо эпохи

Наш журнал начинает новый проект «Музей – как лицо эпохи». Мы неоднократно писали о музеях. В разные годы выходили статьи о достойных представителях этих «хранилищ прошлого», о том, как они «стряхивают пыль веков» и осваивают новые формы работы, как они стараются соответствовать времени, превращаясь в центры интеллектуального притяжения, в места, где возможно объединение людей разного возраста и разных пристрастий. Казалось бы, все темы исчерпаны. Но это не так.

Есть музеи, связанные с именами выдающихся писателей, художников, композиторов, государственных деятелей. Это сельские или городские усадьбы, отдельные дома, построенные либо приобретенные ими или их родителями, дедушками, прадедушками. Давно превратившись в музейные объекты, они дают возможность увидеть обстановку, окружавшую историческую личность, ознакомиться с различными предметами, которых касались руки гения, с картинами, партитурами, рукописями, письмами. Но стоит ли воспринимать подобные здания только как вместилища разнокалиберных помещений, наполненных ценными экспонатами? Ведь когда-то в расположенных там залах, гостиных, столовых, кабинетах текла жизнь. Звучали речи, музыка, смех, плач, обсуждались самые важные на тот момент вопросы, как семейные, так и связанные со страной… Неужели не интересно ощутить проявления той, давно ушедшей жизни, заглянуть в прошлое? Быть того не может!

Проект «Музей – как лицо эпохи», рассказывая о важных с точки зрения российской истории музеях, связанных с историческими личностями и значимыми периодами отечественной истории (с XVI по ХХ век), покажет связь каждого музея с той эпохой, которую он представляет. Прежде всего, сами здания – повод для разговора, и весьма обстоятельного, об архитектуре. Не менее интересно все, что связано с повседневной жизнью людей – где и как служили, как проводили свободное время, какую музыку слушали, какие книги читали, что ели, в чем ходили? И главное – что тогда занимало людей? Что двигало ими? История России – прежде всего история повседневной жизни многих людей.

Тема патриотизма весьма актуальна в последние годы. Наше общество ищет надежные точки опоры. Патриотизм есть любовь к отечеству. Но можно ли по-настоящему любить то, что знаешь плохо? Проект «Музей – как лицо эпохи», надеемся, поможет глубже узнать наше прошлое, ощутить дух ушедших эпох.

Проект открывает глава из книги воспоминаний Николая Волкова-Муромцева, посвященная жизни в Хмелите в начале ХХ века. Мы писали об этом славном месте – родовом гнезде Грибоедовых – в июньском номере за 2011 год. Род Грибоедовых владел Хмелитой со второй половины XVI века. В 1747 года хозяином поместья стал отставной бригадный генерал Федор Алексеевич Грибоедов, дед драматурга. Именно Федор Алексеевич в 1760–1770-х годах создал в Хмелите редкий образец обширной усадьбы эпохи барокко – дворцово-парковый ансамбль, включавший в себя каменный господский дом в два этажа с четырьмя отдельно стоящими двухэтажными флигелями, Казанскую церковь, хозяйственные постройки, конный завод с манежем, оранжерею, два парка – регулярный и пейзажный, – «хорошие цветники с каменными статуями» и «два копаных пруда с саженою рыбою». Главный дом усадьбы по своей роскоши мог поспорить с лучшими образцами частных дворцовых построек того времени.

Согласно «Экономическим примечаниям Генерального межевания по Смоленской губернии» 1781 года, в Хмелите проживало множество дворовых людей: «кондитеры, водошники, которые делают для домашнего расхода разных сортов водку, кузнецы, слесари, столяры, кухмистеры, ткачи, которые работают немецкие скатерти, живописцы, золотари, лаковщики, переплетчики, седельники, сапожники, башмачники, портные мужские и женские, межники, ружейники, колесники, штукатурщики, каменщики, плотники, печники, пивовары, бердовщики, суконщики, свечники, оконщики, бочкари, кирпичники, кожевники, да женского разного мастерства золотошвеи манжетные и кружевные плетошницы. Всеми вышеописанными людьми производится работа для господского домашнего расхода».

С конца XVII века Хмелита принадлежала Алексею Федоровичу Грибоедову, дяде A.C. Грибоедова, статскому советнику, участнику суворовских походов, в которых он проявил большую личную храбрость.

На протяжении пятнадцати лет, до окончания университета, Александр Грибоедов проводил в Хмелите летние месяцы, самые насыщенные событиями. Усадьбу переполняли гости, устраивались балы, маскарады, концерты и любительские спектакли. Герои «Горя от ума» во многом родились из впечатлений, полученных тогда Грибоедовым. Кстати, именно в Хмелите A.C. Грибоедов познакомился со своим троюродным братом Иваном Дмитриевичем Якушкиным, студентом Московского университета, впоследствии ставшим одним из наиболее радикально настроенных декабристов. Многие резкие высказывания Якушкина Грибоедов вложил в уста Чацкого.

После Отечественной войны 1812 года главный дом усадьбы перестроили: пышный барочный декор был сбит, фасады обрели новый облик в стиле классицизма, а верх увенчал круглый деревянный бельведер – надстройка, позволяющая обозревать окрестности.

В XIX столетии Хмелита сменила несколько владельцев. В 1830 году усадьба перешла по наследству к двоюродной сестре Александра Грибоедова графине Елизавете Алексеевне Паскевич, светлейшей княгине Варшавской, а вслед за тем – к ее сыну Ф.И. Варшавскому, не имевшему интереса к усадьбе. Уже в середине XIX века отмечается упадок Хмелиты: один из первых биографов Александра Грибоедова, М.И. Семевский, в 1855 году нашел усадьбу «запустелой и необитаемой». В 1869 году владельцем усадьбы стал купец 1-й гильдии Сипягин, а в 1894-м – видный российский судебный общественный и политический деятель, граф Петр Александрович Гейден, который не только отреставрировал старинный дворец, но и перевез туда собрание из 130 первоклассных картин своего тестя князя Дондукова-Корсакова, среди которых были живописные полотна Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, Коро. Последней владелицей Хмелиты в 1907 году, после смерти отца, стала графиня Варвара Петровна Гейден, вышедшая к тому времени замуж за Владимира Александровича Волкова-Муромцева, предводителя дворянства Вяземского уезда. Их сыном и был Николай Волков-Муромцев.

В 1918–1919 годах в усадьбе действовал народный дом «с театром, чайной и библиотекой». В 1919 году он был закрыт, всю библиотеку и большую часть картин вывезли в Москву и Вязьму. Позже дворцово-парковый ансамбль подвергся планомерному уничтожению: «разобрали два флигеля, до неузнаваемости изуродовали Казанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню, снесли до основания два других храма, уничтожили часть построек хозяйственного назначения». После пожара 1954 года главный дом усадьбы стоял без крыши под снегами, дождями, разрушаясь на глазах; его разбирали на кирпич местные жители. И только стараниями Виктора Евгеньевича Кулакова, положившего на это большую часть своей жизни, усадьба Грибоедовых была возрождена в том виде, в каком ее построил Федор Алексеевич Грибоедов, и стала музеем-заповедником федерального значения.

Закрыть меню