Эпохи и лица

Эта книга — итог продолжения проекта «Музей — как лицо эпохи», который осуществил научно-популярный журнал «ЗНАНИЕ-СИЛА» в 2016—2017 годах. Тогда мы рассказали о шести мемориальных музеях, связанных со славными для России именами, и о пяти эпохах:

  1. Палаты бояр Романовых, которые расположены на улице Варварка в Москве. Рассказ о жизни в Москве и в России XVI—XVII веков.
  2. Хмелита — родовое гнездо Грибоедовых, находящееся в Смоленской области неподалеку от Вязьмы. Это прежде всего рассказ о второй половине XVIII века.
  3. Городская усадьба на Старой Басманной в Москве, связанная с именем Василия Львовича Пушкина, ныне музей В. Л. Пушкина. Рассказ о дворянском быте начала XIX века.
  4. Городская купеческая усадьба в Замоскворечье, в Щетининском переулке — теперь там Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Тоже рассказ о первой половине XIX века, но о купеческом быте и о жизни самого Тропинина.
  5. Дом в Клину, который снимал в последние годы жизни Петр Ильич Чайковский. Теперь это Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского. Речь о второй половине XIX века.
  6. Городская усадьба Льва Николаевича Толстого в Хамовниках. Ныне Музей-усадьба Л. Н. Толстого в Хамовниках. Речь о конце XIX — самом начале ХХ века.

Продолжение проекта в 2017—2018 годах, нашедшее свое воплощение в настоящей книге, затронуло пять мемориальных музеев:

  1. Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф. И. Тютчева», расположенный неподалеку от Москвы и связанный с четырьмя славными дворянскими родами: Энгельгардтов, Боратынских, Путят, Тютчевых. Это увлекательный рассказ о событиях, растянувшихся от начала XIX до середины ХХ века, о судьбе людей, являвших лицо российской культуры своего времени. Это интересные факты из жизни целого ряда ярких личностей, но прежде всего поэтов Евгения Боратынского и Федора Тютчева.
  2. Дом-музей А. П. Чехова, филиал Государственного литературного музея, расположенный на Садово-Кудринской — на внутренней части Садового кольца. Это рассказ о жизни великого прозаика и драматурга, о том, как Антоша Чехонте превратился в серьезного писателя, став гордостью русской литературы, о жизни его семьи. Но это и рассказ о страсти Чехова к путешествиям, причем, весьма дальним. В центре внимания прежде всего события последней четверти XIX века.
  3. Музей Серебряного века, также филиал Государственного литературного музея, находящийся в изящном здании на Проспекте Мира, в котором жил поэт Валерий Брюсов, по праву называемый вождем символизма. Это рассказ о начале ХХ века, о многих славных для отечественной литературы именах: Андрея Белого, Константина Бальмонта, Николая Клюева, Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. Это попытка прикоснуться к неповторимой атмосфере Серебряного века.
  4. Музей-квартира Максима Горького, неразрывно связанная с удивительным домом на Малой Никитской, построенным легендарным Федором Шехтелем для известного промышленника Степана Павловича Рябушинского. В этом доме Горький прожил свои последние годы, с 1931‑го по 1936‑й, после окончательного возвращения в СССР. Это рассказ о жизни Горького в «золотой клетке», о его взаимоотношениях с властью, о том, какую роль он реально сыграл развитие русской литературы и какое место занимает среди наиболее известных русских писателей.
  5. Мемориальная усадьба Ф. И. Шаляпина, расположенная на Новинском бульваре — на внешней стороне Садового кольца. Рассказ о вкладе Шаляпина в русскую культуру начала ХХ века. О его «революции» в оперном искусстве. Это филиал Российского национального музея музыки. Шаляпин прожил там с 1910 по 1921 год, в котором он покинул большевистскую Россию. В центральном доме усадьбы он встречался со многими выдающимися деятелями отечественной культуры. А во флигеле Шаляпин организовал госпиталь для низших чинов во время Первой мировой войны.

Мы вновь с помощью наших авторов попытались не только поведать об истории зданий и истории создания музеев, подчас драматической, об экспозициях музеев, воспроизводящих обстановку, в которой жили люди, давно ставшие историческими личностями, но и через рассказ о жизни этих людей дать возможность почувствовать отзвук давно ушедшего времени, увидеть за каждой экспозицией соответствующую эпоху.

Мемориальные музеи не только распахивают перед нами окна в эпоху, когда жил их главный герой, но и помогают обратить внимание на самого человека, которому посвящена экспозиция, рассмотреть его личность (она за известностью обыкновенно теряется, уступая место стереотипам. А уж если, не дай бог, писатель входит в школьную программу! — так и тем более). Именно музеи, с их, казалось бы, застывшими собраниями вещей, напоминают нам о том, что человек неисчерпаем.

Важно отметить, что и в настоящем сборнике практически все статьи, вышедшие по проекту, написаны профессиональными литературоведами, искусствоведами, историками и научными сотрудниками музеев. Это в полной мере относится к статьям, опубликованным в нашем журнале в прежние годы и подошедшим по тематике для сборника. Все интервью, содержащиеся в сборнике, также дали знатоки своего дела.

Редакция уверена, что продолжение проекта «Музей — как лицо эпохи» поможет глубже узнать наше прошлое, ощутить дух ушедших эпох, испытать гордость за отечественную историю.

Скачать книгу «Музей как лицо эпохи II» (PDF)

Закрыть меню