История одной подписи

 

Екатерина Селезнева

Во время просмотра произведений для выставки, посвященной исполнению Ф. И. Шаляпиным партии Демона в одноименной опере А. Г. Рубинштейна, в коллекции изобразительных материалов Российского музея музыки была обнаружена одна работа. Она была записана в инвентарной книге музея следующим образом: «Елисавина. Голова Демона. Россия. 1904.Оригинал, рисунок. Бумага (наклеенная на картон), акварель, карандаш итальянский. 30,7х22. Инвентарный номер ГР -127, ГЦММК; КП -10525/2870.

Удивили скудные данные о художнице, существовавшей в списках без имени и отчества, и кроме фамилии – Елисавина, о создателе произведения ничего известно не было. Я решила попытаться разыскать сведения об авторе этой работы. Увлеченно штудируя все опубликованные воспоминания, касающиеся шаляпинского « Демона», я наткнулась на один интересный отрывок, который привожу ниже.

Эх, Алексей, воскликнул Шаляпин в упоении, ведь только нас двое и есть на свете!.. Ты да я!

Ну, я тут не причем… ответил Горький хмурясь.

Неправда, не прикидывайся святошей… Знаю я тебя, гордыня сатанинская. Недаром взял у тебя кой-что для Демона… Приходи – увидишь.(…)

Это кто с тобой? – шёпотом спросил Шаляпин, указывая на меня глазами. (…)

Не из газетчиков?.. (… ) не люблю я этих ищеек. Врут на меня, как на покойника. Шаляпин – то, Шаляпин – это… Пять тысяч за концерт… Рубинштейна искалечил… Партию Демона на два тона транспонирую… А публика — валом валит (…) Великая княгиня Елизавета Федоровна саморучный рисунок прислала для Демона… (…) Прошу тебя, сочини для неё, пожалуйста, какое-нибудь вежливое письмо… Ты – писатель, а я не умею…

Он взглянул на Горького. Тот недоброжелательно отвернулся.

А впрочем, черт с ней, с великой княгиней.

Это отрывок из воспоминаний Александра Николаевича Тихонова, писавшего под псевдонимом Серебров. (цит. по: Федор Иванович Шаляпин, М., Искусство, 1977, т. II, с.252).

Елизавета Федоровна

В этот момент стало ясно – подпись под рисунком – не принадлежит какой-то неведомой Елисавиной! Это – Елизавета, Елизавета Федоровна, Великая Княгиня, покровительница Московского Филармонического общества. Она подписывалась просто – «Елисавета». Я стала искать дополнительные сведения о Княгине и обнаружила фотографию Елизаветы Федоровны с её автографом. Не надо быть графологом, чтобы констатировать полную идентичность подписи нашей «Елисавиной» на её работе «Демон» с росписью на фотографии. И даже год – 1904 – и на принадлежащей музею графике, и на фотографии написаны одинаково – уверенным «острым» почерком! Рисунок, подаренный Ф. И. Щаляпину, поступил в музей вместе с шаляпинским архивом, затем был передан из документального фонда в фонд изобразительных материалов.

Елизавета Федоровна, основательница московской Марфо-Мариинской обители, лютеранка, со временем всей душой принявшая православие, оставила весьма неординарный для воцерковленного человека и художника-любителя образ Демона, навеянный, без всякого сомнения, гениальным исполнением великого певца. Как следует из воспоминаний Сереброва, рисунок был послан певцу на следующий день после бенефиса Шаляпина. Очевидно, что работа создана сразу после спектакля, по свежим впечатлениям от блестящего и новаторского воплощения артистом образа Демона в одноименной опере А. Рубинштейна.

Восстановив имя автора, музей обрел весьма редкий и ценный экспонат.

В этом году исполняется сто лет со дня Алапаевского расстрела. Елизавета Федоровна – « самая красивая принцесса Европы», сестра императрицы и жена царского дяди, была замучена вместе с царской семьей.

Закрыть меню